Вы считаете, что чем больше формул знаете, тем спокойнее на экзамене? Так-то оно так, но в случае, если вы дейтвительно понимаете суть формул.
Но если вы коллекционируете формулы, не особо разбираясь в них, не видя связей, следствий, то вряд ли это вас спасет…
Давайте вот прямо сейчас выкинем ряд «лишних» формул из ваших шпаргалок!
Выкидываем из шпаргалки формулу площади правильного треугольника
Наверняка в вашей коллекции есть формула площади правильного треугольника $\color{red}S=\frac{a^2\sqrt3}{4}.$ Если вы ее знаете, – рада за вас, если нет, – давайте поймем как ее в два счета вывести.
Вы обязаны знать формулу площади $S=\frac{1}{2}absin\gamma$ для треугольника со сторонами $a,\;b$ и углом между ними $\gamma.$
А в правильном треугольнике $a=b$ и $sin\gamma=sin60^{\circ}=\frac{\sqrt3}{2}.$ Вот и получаем требуемую формулу: $S=\frac{a^2\sqrt3}{4}.$
Много времени занял вывод формулы?
Выкидываем из шпаргалки формулу площади сектора
$S_{sektor}=\frac{\alpha \pi R^2}{360^{\circ}}$
Составим пропорцию
Площадь сектора в $360^{\circ}$ (круга) – $\pi R^2$, какая площадь будет у сектора в $\alpha$ градусов находим через пропорцию. Отсюда сразу и получаем формулу.
А в принципе, она и не нужна вовсе… Просто в каждой конкретной задаче вы составляете свою пропорцию.
Например, нужно решить следующую задачу: –> + показать
Выкидываем пару формул из таблицы производных
Наверняка, в таблице производных у вас есть такие две строки:
Вы знаете формулу $(x^{\alpha})’=\alpha x^{\alpha-1}$, где $\alpha$ – действительное число.
Так разве $\sqrt{x}$ – это не $x^{\frac{1}{2}}$?
$(x^{\frac{1}{2}})’=\frac{1}{2}x^{\frac{1}{2}-1}=\frac{1}{2}x^{-\frac{1}{2}}=\frac{1}{2x^{\frac{1}{2}}}=\frac{1}{2\sqrt{x}}.$
Аналогично $(\frac{1}{x})’=(x^{-1})’=-1\cdot x^{-2}=-\frac{1}{x^2}.$
Кстати, + показать
Выкидываем из шпаргалки формулу боковой поверхности цилиндра
Формула боковой поверхности цилиндра
$\color{red}S=2\pi RH$
(где $R,\;H$ – радиус и высота цилиндра соответственно)
вполне может встретиться в задачах ЕГЭ по математике.
Но ведь что есть боковая поверхность цилиндра в развертке?
Это прямоугольник с одной стороной – $H$, второй стороной, равной длине окружности основания, то есть $2\pi R.$
Потому и получаем
$S=2\pi RH.$
Выкидываем теорему Пифагора
Шучу, конечно, – кто не знает теорему Пифагора? Но может быть, вам сложно выучить теорему косинусов? Вы подозревали раньше, что теорема Пифагора – частный случай теоремы косинусов?
$\color{red}c^2=a^2+b^2-2abcos\gamma$
А ведь в случае прямого угла $C$ косинус его будет равен 0, а следовательно, мы и получим теорему Пифагора: $c^2=a^2+b^2.$
Выкидываем из шпаргалок несколько тригонометрических формул
Не обойтись на ЕГЭ по математике без формул двойного угла для косинуса:
$\color{red}cos2\alpha=cos^2\alpha-sin^2\alpha$
$cos2\alpha=2cos^2\alpha-1$
$cos2\alpha=1-2sin^2\alpha$
Так вот две последние формулы запоминать нет никакой необходимости. Посмотрите, как быстро выводится, например, средняя формула:
$cos2\alpha=cos^2\alpha-sin^2\alpha=cos^2\alpha-(1-cos^2\alpha)=2cos^2\alpha-1.$
С третьей формулой – аналогично.
Анализируем формулу площади четырехугольника через диагонали
Хорошо бы знать формулу площади четырехугольника с диагоналями $d_1,\;d_2$ и углом между ними $\alpha$…
$\color{red}S=\frac{d_1d_2sin\alpha}{2}$
Тогда набор формул
$S=\frac{d^2}{2}$ для квадрата с диагональю $d$,
$S=\frac{d^2sin\alpha}{2}$ для прямоугольника с диагоналями $d$ и углом $\alpha$ между ними,
$S=\frac{d_1d_2}{2}$ для ромба с диагоналями $d_1,\;d_2$
не придется запоминать!
Становится ясно, что это всего лишь частные случаи формулы $S=\frac{d_1d_2sin\alpha}{2}$ (например, в квадрате $d_1=d_2$ и $\sin\alpha=1$, так как $\alpha=90^{\circ}$).
“cos\alpha=cos^2\alpha-sin^2\alpha” может вы хотели сказать “cos2A”
Да, да, спасибо!
хорошо если статья будет постепенно пополняться новыми заметками :)
Если это интересно, то будет ;)
Конечно интересно ;)
Елена Юрьевна, класс! Мы с Вами очень близки по духу. Формулы – зло))
Ольга Игоревна, приятно слышать!
Да уж, многие так и теряются в формулах, не доходя до решения задачи…
Спасибо. Идея хорошая.
Вот эта солидарность!!! Я тоже в своей работе не заставляю детей заучивать именно те формулы, которые можно “выкинуть”.
Наши ряды «нелюбителей формул» пополняются! :D
Елена, а я с Вами во ВСЁМ!!! Хотя иногда мы с Вами подходим по разному к решению одной и т.ж. задачи. Но это нормально.
Елена Юрьевна, я с Вами полностью согласна и ученики мои не запоминают перечисленные формулы.
:)
Знание формул без их понимания это как знание текста рассказа наизусть, но абсолютного непонимания его:)
Точно! :D
хорошо бы описать поведение формулы [latexpage] $S=\frac{1}{2}absin\gamma$ с различными многоугольниками (треугольник, квадрат, параллелограмм и т.д.)
Я думал тут будет 555 формул по тригонометрии=)))(, из которых только 55 изучаются в школе!=)