Разбор заданий части С
13. а) Решите уравнение $sin2x+2cos(x-\frac{\pi}{2})=\sqrt3cosx+\sqrt3.$
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку $[-3\pi;-\frac{3\pi}{2}].$
Решение:+ показать
a)
$sin2x+2cos(x-\frac{\pi}{2})=\sqrt3cosx+\sqrt3;$
$sin2x+2sinx=\sqrt3cosx+\sqrt3;$
$2sinxcosx+2sinx=\sqrt3cosx+\sqrt3;$
$2sinx(cosx+1)=\sqrt3(cosx+1);$
$(cosx+1)(2sinx-\sqrt3)=0;$
$cosx=-1$ или $sinx=\frac{\sqrt3}{2};$
$x=\pi +2\pi n,n\in Z$ или $x=\frac{\pi}{3}+2\pi k$ или $x=\frac{2\pi}{3}+2\pi k, k\in Z.$
б) Произведем отбор корней уравнения, из отрезка $[-3\pi;-\frac{3\pi}{2}]$ при помощи тригонометрического круга:
Ответ:
а) $\pi +2\pi n,n\in Z$, $\frac{\pi}{3}+2\pi k,$ $\frac{2\pi}{3}+2\pi k, k\in Z.$
б) $-3\pi;-\frac{5\pi}{3}.$
14. На ребрах $CD$ и $BB_1$ куба $ABCDA_1B_1C_1D_1$ c ребром $12$ отмечены точки $P$ и $Q$
соответственно, причем $DP=4, B_1Q=3$. Плоскость $APQ$ пересекает ребро $CC_1$ в точке $M$.
а) Докажите, что точка $M$ является серединой ребра $CC_1$.
б) Найдите расстояние от точки $C$ до плоскости $APQ$.
Решение:+ показать
а) Пусть прямая $AP$ плоскости $ABC$ пересекается с прямой $BC$ в точке $T.$
Прямая $QT$ плоскости $BB_1C_1C$ пересекает прямую $CC_1$ в точке $M.$
Докажем, что $MC=MC_1.$
Так как параллельные плоскости пересекаются третьей плоскостью по параллельным прямым, то, в частности, $AQ\parallel PM$.
Треугольники $AQB,PMC$ подобны по двум углам. Тогда $\frac{PC}{AB}=\frac{MC}{QB},$ а значит, $\frac{8}{12}=\frac{MC}{9},$ то есть $MC=6.$
Итак, $MC=\frac{CC_1}{2},$ то есть точка $M$ является серединой ребра $CC_1.$ Что и требовалось доказать.
б) Пусть $CH\perp AT.$ По теореме о трех перпендикулярах и $MH\perp AT.$ Тогда $AT\perp (HMC)$ по признаку перпендикулярности прямой и плоскости.
Плоскости $APQ, HMC$ перпендикулярны по признаку перпендикулярности плоскостей (в плоскости $APQ$ нашлась прямая ($AT$), перпендикулярная $(HMC)$).
Перпендикулярные плоскости $APQ, HMC$ пересекаются по прямой $HM.$ По свойству перпендикулярных плоскостей, если мы проведем перпендикуляр $CE$ в плоскости $HMC$ к $HM,$ то этот перпендикуляр будет и перпендикуляром к плоскости $APQ,$ а значит расстояние от $C$ до $(APQ)$ и есть длина $CE.$
Заметим, треугольники $APD,CPH$ подобны по двум углам, а значит,
$\frac{AP}{CP}=\frac{AD}{CH};$
$CH=\frac{CP\cdot AD}{AP}=\frac{8\cdot 12}{4\sqrt{10}}=\frac{24}{\sqrt{10}}.$
Тогда (расписав дважды площадь треугольника $MCH$), получим
$CE=\frac{CH\cdot CM}{MH}=\frac{\frac{24}{\sqrt{10}}\cdot 6}{\sqrt{6^2+(\frac{24}{\sqrt{10}})^2}}=\frac{\frac{24\cdot 6}{\sqrt{10}}}{\frac{6\sqrt{26}}{\sqrt{10}}}=\frac{24}{\sqrt{26}}=\frac{12\sqrt{26}}{13}.$
Ответ: б) $\frac{12\sqrt{26}}{13}$.
15. Решите неравенство: $\frac{9^x-3^{x+1}-19}{3^x-6}+\frac{9^{x+1}-3^{x+4}+2}{3^x-9}\leq 10\cdot 3^x+3.$
Видеорешение Решение:+ показать
$\frac{9^x-3^{x+1}-19}{3^x-6}+\frac{9^{x+1}-3^{x+4}+2}{3^x-9}\leq 10\cdot 3^x+3;$
$\frac{9^x-3\cdot 3^{x}-19}{3^x-6}+\frac{9\cdot 9^{x}-81\cdot 3^{x}+2}{3^x-9}\leq 10\cdot 3^x+3;$
Готовимся к выделению целых частей дробей:
$\frac{(3^x-6)(3^x+3)-1}{3^x-6}+\frac{9\cdot 3^x\cdot (3^x-9)+2}{3^x-9}\leq 10\cdot 3^x+3;$
$3^x+3-\frac{1}{3^x-6}+9\cdot 3^x+\frac{2}{3^x-9}\leq 10\cdot 3^x+3;$
$\frac{2}{3^x-9}-\frac{1}{3^x-6}\leq 0;$
$\frac{3^x-3}{(3^x-9)(3^x-6)}\leq 0;$
Применяем метод рационализации:
$\frac{3^x-3^1}{(3^x-3^2)(3^x-3^{log_36})}\leq 0;$
$\frac{x-1}{(x-2)(x-log_36)}\leq 0;$
$x\in (-\infty;1]\cup (log_36;2).$
Ответ: $(-\infty;1]\cup (log_36;2).$
16. В прямоугольном треугольнике $ABC$ с прямым углом $C$ точки $M$ и $N$ – середины катетов $AC$ и $BC$ соответственно, $CH$ – высота.
а) Докажите, что прямые $MH$ и $NH$ перпендикулярны.
б) Пусть $P$ – точка пересечения прямых $AC$ и $NH$, а $Q$ – точка пересечения прямых $BC$ и $MH$. Найдите площадь треугольника $PQM$, если $AH=4,BH=2.$
Решение:+ показать
а) Поскольку медиана, проведенная к гипотенузе, равна ее половине, то $CN=NH=NB$ и $CM=MH=MA.$ В частности, $\angle NCH=\angle NHC$ и $\angle MCH=\angle MHC.$
Углы $BCH,HCA$ в сумме дают $90^{\circ},$ а значит, и равные им соответственно углы $NHC,MHC$ в сумме дают $90^{\circ}.$
А значит, прямые $MH$ и $NH$ перпендикулярны. Что и требовалось доказать.
б) Из подобия треугольников $BCH,BAC$ имеем:
$\frac{BC}{BA}=\frac{BH}{BC},$ откуда $BC^2=12$ или $BC=2\sqrt3.$
По теореме Пифагора из треугольника $ABC$:
$AC=\sqrt{36-12}=2\sqrt6.$
По теореме Пифагора из треугольника $BCH$:
$CH=\sqrt{12-4}=2\sqrt2.$
Из треугольника $MCH$ по теореме Косинусов:
$CH^2=2CM^2-2CM^2\cdot cos\alpha,$ где $\alpha =\angle CMH;$
$cos\alpha =\frac{2\cdot 6-8}{2\cdot 6}=\frac{1}{3};$
$sin\alpha=\sqrt{1-(\frac{1}{3})^2}=\frac{2\sqrt2}{3}.$
Тогда из треугольника $CMQ$
$QM=\frac{\sqrt6}{cos\alpha}=3\sqrt6.$
Треугольники $PNC,QNH$ равны по катету и острому углу.
Имеем: $PM=QM.$
Итак, $S_{PQM}=\frac{1}{2}\cdot PM^2\cdot sin \alpha =\frac{1}{2}\cdot 9\cdot 6\cdot \frac{2\sqrt2}{3}=18\sqrt2.$
Ответ: б) $18\sqrt2.$
17. Вклад в размере $10$ млн. рублей планируется открыть на четыре года. В конце
каждого года банк увеличивает вклад на $10$% по сравнению с его размером в начале года. Кроме этого, в начале третьего и четвертого годов вкладчик ежегодно пополняет вклад на $x$ млн. рублей, где $x$ – целое число. Найдите наименьшее значение $x$, при котором банк за четыре года начислит на вклад больше $7$ млн. рублей.
Решение:+ показать
На счету вкладчика спустя год после открытия вклада:
$10\cdot 1,1$ млн. рублей.
На счету вкладчика спустя два года после открытия вклада:
$10\cdot 1,1^2$ млн. рублей.
На счету вкладчика на начало третьего года после открытия вклада:
$10\cdot 1,1^2+x$ млн. рублей.
На счету вкладчика спустя три года после открытия вклада:
$10\cdot 1,1^3+1,1\cdot x$ млн. рублей.
На счету вкладчика на начало четвертого года после открытия вклада:
$10\cdot 1,1^3+1,1\cdot x+x$ млн. рублей.
На счету вкладчика спустя четыре года после открытия вклада:
$10\cdot 1,1^4+1,1^2\cdot x+1,1\cdot x$ млн. рублей.
Итак, прирост денежных средств составит:
$10\cdot 1,1^4+1,1^2\cdot x+1,1\cdot x-(10+2x)$ млн. рублей.
А поскольку банк за четыре года начислит на вклад больше $7$ млн. рублей, то составим и решим неравенство:
$10\cdot 1,1^4+1,1^2\cdot x+1,1\cdot x-(10+2x)>7;$
$x(1,1^2+1,1-2)>17-10\cdot 1,1^4;$
$x>\frac{2,359}{0,31};$
$x>\frac{2359}{310};$
$x>7\frac{189}{310};$
Нас интересует наименьшее целое значение $x$, удовлетворяющее неравенству. Это $8.$
Ответ: $8.$
18. Найдите все значения параметра $a$, при каждом из которых система уравнений
$\begin{cases}(x-3)(y+3x-9)=|x-3|^3,\\y=x+a;&\end{cases}$
имеет ровно четыре решения.
Решение:+ показать
$\begin{cases}(x-3)(y+3x-9)=|x-3|^3,\\y=x+a;&\end{cases}$
$\begin{cases}\left[\begin{array}{rcl}\begin{cases}x\geq 3,\\(x-3)(y+3x-9)-(x-3)^3=0;\end{cases}\\\begin{cases}x<3,\\(x-3)(y+3x-9)+(x-3)^3=0;\end{cases}\end{array}\right.\\y=x+a;&\end{cases}$
$\begin{cases}\left[\begin{array}{rcl}\begin{cases}x\geq 3,\\(x-3)((y+3x-9)-(x-3)^2)=0;\end{cases}\\\begin{cases}x<3,\\(x-3)(y+3x-9)+(x-3)^2)=0;\end{cases}\end{array}\right.\\y=x+a;&\end{cases}$
В первой строке исходной системы в итоге наблюдаем:
если $x\geq 3,$ то $x=3$ или $y=x^2-9x+18;$
если $x<3,$ то $y=-x^2+3x.$
Первая строка исходной системы уравнений задает объединение прямой $x=3,$ частей парабол$y=x^2-9x+18,x>3$, $y=3x-x^2,x<3.$
Вторая строка системы – семейство параллельных прямых, идущих под углом $45^{\circ}$ к положительному направлению оси $(ox).$
На рисунке зеленым цветом выделена зона, в которой могут располагаться прямые $y=x+a$, чтобы исходная система имела бы $4$ решения. Границы зоны (открытые) – прямые, касающиеся указанных выше частей парабол. Также «прокалываем» зону прямой $y=x-3$ (при $a=-3$ имеем три решения; $a$ найдено из условия прохождения прямой $y=x+a$ через точку $(3;0)$).
Значение $a$, отвечающее за касание прямой $y=x+a$ и части параболы $y=-x^2+3x,x<3$ находим из условия $D=0$ для $x+a=-x^2+3x:$
$a=1.$
Значение $a$, отвечающее за касание прямой $y=x+a$ и части параболы $y=x^2-9x+18,x>3$ находим из условия $D=0$ для $x+a=x^2-9x+18:$
$25-18+a=0;$
$a=-7.$
Итак, исходная система имеет четыре решения при $a\in (-7;-3)\cup (-3;1).$
Ответ: $(-7;-3)\cup (-3;1).$
19. На доске написано $30$ чисел: десять «$5$», десять «$4$» и десять «$3$». Эти числа
разбивают на две группы, в каждой из которых есть хотя бы одно число. Среднее арифметическое чисел в первой группе равно $A$, среднее арифметическое чисел во второй группе равно $B$. (Для группы из единственного числа среднее арифметическое равно этому числу).
а) Приведите пример разбиения исходных чисел на две группы, при котором среднее арифметическое всех чисел меньше $\frac{A+B}{2}.$
б) Докажите, что если разбить исходные числа на две группы по $15$ чисел, то среднее
арифметическое всех чисел будет равно $\frac{A+B}{2}.$
в) Найдите наибольшее возможное значение выражения $\frac{A+B}{2}.$
Решение:+ показать
а) Cреднее арифметическое всех чисел – это $4$, так как $\frac{5\cdot 10+4\cdot 10+3\cdot 10}{30}=4$.
Пусть в первую группу входят все десять пятерок, во вторую – оставшиеся числа. Тогда среднее арифметическое $A$ чисел первой группы – $5,$ среднее арифметическое $B$ чисел второй группы – $\frac{4\cdot 10+3\cdot 10}{20}=3,5.$
Тогда $\frac{A+B}{2}=\frac{17}{4}=4\frac{1}{4}.$
Итак, среднее арифметическое всех чисел меньше $\frac{A+B}{2}$.
б) Пусть сумма 15-ти чисел, попавших в первую группу, – $S_1,$ сумма чисел, попавших во вторую группу, – $S_2.$ При этом $S_1+S_2=120.$
Тогда
$A=\frac{S_1}{15}, $ $B=\frac{S_2}{15}.$
$\frac{A+B}{2}={\frac{\frac{S_1}{15}+\frac{S_2}{15}}}{2}=\frac{S_1+S_2}{30}=\frac{120}{30}=4.$
в) Если разделить числа на две равные по количеству чисел группы, то $\frac{A+B}{2}=4$ (из пункта (б)). Однако мы видели (пункт (а)), что $\frac{A+B}{2}$ может быть больше $4$.
Пусть для определенности количество чисел первой группы меньше количества чисел второй группы.
Пусть в первую группу попало $n$ чисел, тогда во вторую – $30-n$ ($n\in [1;14]$).
Согласно условию $nA+(30-n)B=120$.
$B=\frac{120-nA}{30-n}.$
Далее,
$\frac{A+B}{2}=\frac{A+\frac{120-nA}{30-n}}{2}=\frac{30A-nA+120-nA}{2(30-n)}=\frac{A(15-n)+60}{30-n}.$
Заметим, $A(15-n)>0.$
Очевидно, $A\leq 5.$ Тогда
$\frac{A+B}{2}\leq \frac{5(15-n)+60}{30-n}=\frac{135-5n}{30-n}=\frac{5(30-n)-15}{30-n}=5-\frac{15}{30-n}.$
Далее,
$5-\frac{15}{30-n}\leq 5-\frac{15}{30-1}=5-\frac{15}{29}=4\frac{14}{29}.$
Итак, $\frac{A+B}{2}\leq 4\frac{14}{29},$ причем $\frac{A+B}{2}=4\frac{14}{29}$, когда $n=1,A=5.$
Наибольшее значение $\frac{A+B}{2}$ принимает в случае, когда в первую группу попадает одна пятерка, во вторую – все остальные исходные числа.
Ответ:
а) все пятерки в одной группе, остальные числа – в другой;
в) $4\frac{14}{29}.$
Задание, аналогичное заданию 19, см. здесь
Все решения представлены кратко, четко и понятно. Лучше не бывает. Большое Вам спасибо! Мне кажется, задания в резервный день несколько легче, чем в основной.
Василий, согласна с вами по поводу «легче». Номер 15, например, что подкосил многих на основной волне, – под копирку идет просто… 14-й явно легче… Можно только посоветовать тем, у кого стальные нервы , идти в следующем году писать ЕГЭ в резервный день…