Разбор заданий 13-18 Тренировочной работы
13. Дано уравнение $sin2x=1+\sqrt2cosx+cos2x.$
а) Решите уравнение.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку $[0;\pi].$
Решение: + показать
a)
$sin2x=1+\sqrt2cosx+cos2x;$
$2sinxcosx=1+\sqrt2cosx+2cos^2x-1;$
$2sinxcosx=\sqrt2cosx+2cos^2x;$
$cosx=0$ или $2(sinx-cosx)=\sqrt2;$
$cosx=0$ или $\frac{\sqrt2}{2}sinx-\frac{\sqrt2}{2}cosx=\frac{1}{2};$
$cosx=0$ или $sin(x-\frac{\pi}{4})=\frac{1}{2};$
$x=\frac{\pi}{2}+\pi n,$ $x=\frac{5\pi}{12}+2\pi k,$ $x=\frac{13\pi}{12}+2\pi k, n, k\in Z.$
б) Укажем корни уравнения, принадлежащие отрезку $[0;\pi].$
$x=\frac{5\pi}{12}; x=\frac{\pi}{2}.$
Ответ:
а) $\frac{\pi}{2}+\pi n,$ $\frac{5\pi}{12}+2\pi k,$ $\frac{13\pi}{12}+2\pi k, n, k\in Z;$
б) $\frac{5\pi}{12},\frac{\pi}{2}.$
14. На ребрах $AA_1$, $CC_1$, $C_1D_1$ параллелепипеда $ABCDA_1B_1C_1D_1$ расположены точки $M,N$ и $P$ так, что $AM:AA_1=C_1N:C_1C=C_1P:C_1D_1=4:5$.
а) Постройте точку $H$ пересечения плоскости $MNP$ с прямой $BC$.
б) Найдите отношение $BH:BC.$
Решение: + показать
a)
Пусть прямая $PN$ плоскости $DCC_1$ пересекается с $DC$ в точке $F.$
Пусть прямая $PN$ плоскости $DCC_1$ пересекается с $DD_1$ в точке $E$.
Пусть прямая $ME$ плоскости $AA_1D_1D$ пересекается с $AD$ в точке $Q$.
$QF$ – прямая пересечения $MNP, ABCD.$
Прямая $QF$ плоскости $ABC$ пересекается с $BC$ в точке $H$.
Построение выполнено.
б) Пусть $QF$ пересекает $AB$ в точке $T,$ прямая $QE$ пересекает $A_1D_1$ в точке $L.$
Пусть $AM=C_1N=4x,MA=CN=x,D_1P=y,PC_1=4y.$
Треугольники $CNF,C_1NP$ подобны по двум углам, $k=\frac{CN}{C_1N}=\frac{1}{4}.$ Тогда $CF=\frac{PC_1}{4}=y,DF=6y.$
Треугольники $CNF,DEF$ подобны по двум углам, $k=\frac{CF}{DF}=\frac{y}{6y}=\frac{1}{6}.$ Тогда $DE=6CN=6x,D_1E=x.$
Треугольники $LED_1,LMA_1$ равны по второму признаку. $A_1L=LD_1=z,$ где $2z=AD.$
Треугольники $MA_1L,MAQ$ подобны по двум углам, $k=\frac{MA_1}{MA}=\frac{1}{4}.$ Тогда $QA=4A_1L=4z$.
Треугольники $QTA,QFD$ подобны по двум углам, $k=\frac{QA}{QD}=\frac{4z}{6z}=\frac{2}{3}.$ Тогда $AT=\frac{2DF}{3}=4y$, $TB=y.$
Треугольники $QTA,HTB$ подобны по двум углам, $k=\frac{TA}{TB}=4.$ Тогда $BH=\frac{QA}{4}=z$.
Итак, $H$ – середина $BC,$ то есть $BH:BC=1:2.$
Ответ: б) $1:2.$
15. Решите неравенство: $\sqrt{7-log_2x^2}+log_2x^4>4.$
Решение: + показать
$\sqrt{7-log_2x^2}+log_2x^4>4;$
$\sqrt{7-log_2x^2}>4-log_2x^4;$
(Алгоритмы решения ираациональных неравенств можно посмотреть здесь)
$\left[\begin{array}{rcl}\begin{cases}4-log_2x^4<0,\\7-log_2x^2\geq 0;\end{cases}\\\begin{cases}4-log_2x^4\geq 0,\\7-log_2x^2>(4-log_2x^4)^2;\end{cases}\end{array}\right.$
$\left[\begin{array}{rcl}\begin{cases}4log_2|x|>4,\\2log_2|x|\leq 7;\end{cases}\\\begin{cases}4log_2|x|\leq 4,\\7-log_2x^2>(4-log_2x^4)^2;\end{cases}\end{array}\right.$
$\left[\begin{array}{rcl}\begin{cases}log_2|x|>1,\\log_2|x|\leq 3,5;\end{cases}\\\begin{cases}log_2|x|\leq 1,\\7-2log_2|x|>16-32log_2|x|+16log^2_2|x|;\end{cases}\end{array}\right.$
$\left[\begin{array}{rcl}1<log_2|x|\leq 3,5;\\\begin{cases}log_2|x|\leq 1,\\16log^2_2|x|-30log_2|x|+9<0;\end{cases}\end{array}\right.$
$\left[\begin{array}{rcl}1<log_2|x|\leq 3,5;\\\begin{cases}log_2|x|\leq 1,\\\frac{3}{8}<log_2|x|<\frac{3}{2};\end{cases}\end{array}\right.$
$\frac{3}{8}<log_2|x|\leq \frac{7}{2};$
$log_22^{\frac{3}{8}}<log_2|x|\leq log_22^{\frac{7}{2}};$
$\sqrt[8]{8}<|x|\leq 8\sqrt2;$
$x\in [-8\sqrt2;-\sqrt[8]{8})\cup (\sqrt[8]{8};8\sqrt2].$
Ответ: $[-8\sqrt2;-\sqrt[8]{8})\cup (\sqrt[8]{8};8\sqrt2].$
16. Окружность касается сторон $AB$ и $BC$ треугольника $ABC$ соответственно в точках $D$ и $E$, точки $A,D,E,C$ лежат на одной окружности.
а) Докажите, что треугольник $ABC$ равнобедренный
б) Найдите длину высоты треугольника $ABC$, опущенной из точки $A$, если стороны $AB$ и $AC$ равны соответственно $5$ и $2$.
Решение: + показать
а) По свойству отрезков касательных $BD=BE$, то есть треугольник $DBE$ – равнобедренный и $\angle BDE=\angle BED.$
Пусть $\angle BAC=\alpha.$
Четырехугольник $ADEC$ – вписанный в окружность, поэтому суммы противоположных его углов равны $180^{\circ}.$ Значит $\angle DEC=180^{\circ}-\alpha.$
Углы $BED,DEC$ – смежные, поэтому $\angle BED=\alpha.$
Тогда и $\angle BDE=\alpha.$ Стало быть, $\angle ADE=180^{\circ}-\alpha.$ Откуда $\angle ACE=\alpha.$
Итак, $\angle BAC=\angle BCA=\alpha,$ то есть треугольник $ABC$ равнобедренный.
Что и требовалось доказать.
б) По формуле Герона
$S_{ABC}=\sqrt{6(6-5)^2(6-2)}=2\sqrt6.$
С другой стороны,
$S_{ABC}=\frac{BC\cdot h}{2},$
где $h$ – высота треугольника $ABC,$ проведенная к стороне $BC$.
Поэтому
$h=\frac{2S_{ABC}}{BC};$
$h=\frac{4\sqrt6}{5}.$
Ответ: б) $\frac{4\sqrt6}{5}.$
17. Из строительных деталей двух видов можно собрать три типа домов. Для сборки $12$‐квартирного дома необходимо $70$ деталей первого и $100$ деталей второго типа. Для $16$‐квартирного дома требуется $110$ и $150$, а для дома на $21$ квартиру нужно $150$ и $200$ деталей первого и второго видов соответственно. Всего имеется $900$ деталей первого и $1300$ деталей второго вида. Сколько и каких домов нужно собрать, чтобы общее количество квартир в них было наибольшим?
Решение: + показать
Пусть планируется собрать $n$ $12$–квартирных, $m$ $16$–квартирных и $k$ $21$–квартирных домов ($n,m,k$– не отрицательные целые числа).
Заметим, на один $21$–квартирный дом уходит $150$ деталей первого типа и $200$ деталей второго типа. При этом на два дома $12$–квартирного типа уйдет $140$ и $200$ деталей первого и второго типов соответственно. То есть во втором случае мы получаем $24$ квартиры против $21$ квартиры. Поэтому каждый $21$–квартирный дом заменяем двумя $12$–квартирными. То есть $k=0.$
Нам нужно потребовать, чтобы сумма $S$, равная $12n+16m$, была бы наибольшей.
Исходя из условия, имеем
$70n+110m\leq 900$ и $100n+150m\leq 1300$
или
$7n+11m\leq 90$ и $2n+3m\leq 26$ (*)
Заметим теперь, что, на каждые три $12$–квартирных дома, уйдет деталей $210$ первого и $300$ второго типа, а на два $16$–квартирных дома $220$ и $300$ деталей первого и второго типов соответственно, однако квартир будет $36$ против $32$.
Итак, строить $2$ и более $16$–квартирных домов нет смысла.
Если мы не строим вообще $16$–квартирных домов (то есть $m=0$), то $n=12$ (исходя из (*)). В этом случае $S=12\cdot 12=144.$
Если мы строим один $16$–квартирный дом (то есть $m=1$), то $n=11$ (исходя из (*)). В этом случае $S=12\cdot 11+16=148$.
Ответ:
$12$‐квартирных домов: $11;$
$16$‐квартирных домов: $1;$
$21$‐квартирных домов: $0.$
18. Найдите все значения параметра $b$, при которых система
$\begin{cases}cos(y-b)-2cosx=0,\\log_2(by-y^2)=2log_4(-x)-log_{\frac{1}{2}}(3y);&\end{cases}$
имеет нечетное число решений.
Решение: + показать
$\begin{cases}
cos(y-b)-2cosx=0,&
&log_2(by-y^2)=log_2(-x)+log_{2}(3y);&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
cos(y-b)-2cosx=0,&
&log_2(by-y^2)=log_2(-3xy),&
&y>0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
cos(y-b)-2cosx=0,&
&by-y^2=-3xy,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
cos(y-b)-2cosx=0,&
&b-y=-3x,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
cos3x-2cosx=0,&
&b-y=-3x,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
4cos^3x-3cosx-2cosx=0,&
&b-y=-3x,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
4cos^3x=5cosx,&
&b-y=-3x,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
cosx=0,&
&b-y=-3x,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
$\begin{cases}
x=\frac{\pi}{2}+\pi n,n\in Z,&
&y=3x+b,&
&y>0,&
&x<0;&
\end{cases}&$
Работаем во второй четверти ($x<0,y>0$, границы открыты).
$x=\frac{\pi}{2}+\pi n,n\in Z$ – семейство параллельных вертикальных прямых.
$y=3x+b$ – семейство параллельных прямых, имеющих тангенс угла наклона к оси $x$ – 3.
Зеленым цветом на рисунке выделены зоны “нужного” нам расположения прямых $y=3x+b$. Когда прямая $y=3x+b$ попадает в одну из таких зон, мы имеем нечетное количество решений исходной системы уравнений.
Итак, $b\in (\frac{3\pi}{2}+6\pi n;\frac{9\pi}{2}+6\pi n],n\in Z.$
Ответ: $(\frac{3\pi}{2}+6\pi n;\frac{9\pi}{2}+6\pi n],n\in Z.$
Дорогая Елена! Спасибо за Ваш бескорыстный труд. Ваш сайт очень полезен для учеников и учителей. С нетерпением жду пятницы, чтобы сверить свои решения с вашими и почерпнуть для себя что-то новое. Здоровья Вам и Вашим родным. С глубоким уважением Галина
Галина, спасибо за отклик! А то иногда думаешь – нужно ли это кому-нибудь кроме меня?..
Очень нужен я так раньше пятницы смотрю,а что а вдруг.Большое вам спасибо.
;)
а когда будет выставлен 148вариант из сайта А. Ларина?
Зиновий, там просто закралась опечатка – не пропечатался минус перед [latexpage]$\sqrt[8]2.$
Исправлено. Спасибо большое!
Елена Юрьевна,УВАЖАЕМАЯ!!! Благодарю Вас за бескорыстную и ощутимую помощь в подготовке к ЕГЭ. Ваш сайт- сокровище!
Лидия, спасибо!
Спасибо большое за Ваш труд! Сайт очень полезный!Здоровья Вам и успехов!
Лейсан, спасибо!
Я где-то видел 19 задачу с треугольником и четырехугольником,и чтобы фигура в их соотношении давала фигуру имеющая :
а)семь углов
б)восемь углов
в)девять углов
У вас есть эта задача,а то я ее найти нигде не могу ( из какого-то варианта Ларина)
Нет у меня такой задачи…
Здравствуйте, Елена!
почему в 18 задании вы не ставите условие by-y^2>0?
Потому что оно лишнее. Чему равно это выражение? Что стоит в правой части равенства? Сказали про правую часть, что она больше нуля, значит автоматически сказали и о левой части…
Скажите пожалуйста как в 15 задании, вы перешли от квадратной скобки(или) к 1 неравенству?
Нулан, уточните! О какой строке идет речь?
Начиная с этой *** и до конца
1) Нарисуйте ось
2) отметьте промежуток первой строки (1; 3,5]
3) отметьте промежуток, который является решением системы (3/8; 1]
4) объедините промежутки.