А у вас есть зависимость от калькулятора? Или вы считаете, что кроме как с калькулятором или при помощи таблицы квадратов очень сложно вычислить, например, $\sqrt{86436}$.
Случается, школьники привязаны к калькулятору и даже $0,7$ на $0,5$ умножают, нажимая на заветные кнопочки. Говорят, ну я все равно знаю как посчитать, а сейчас сэкономлю время… Вот будет экзамен… тогда и напрягусь…
Так дело в том, что на экзамене и так будет предостаточно «напряжных моментов»… Как говорится, вода камень точит. Вот и на экзамене мелочи, если их много, способны подкосить…
Давайте минимизируем количество возможных неприятностей.
Извлекаем квадратный корень из большого числа
Мы будем говорить сейчас только о случае, когда результат извлечения корня квадратного – целое число.
Случай 1 + показать
Итак, пусть нам во что-бы то ни стало (например, при вычислении дискриминанта) нужно вычислить корень квадратный из $86436.$
Мы будем раскладывать число $86436$ на простые множители. Делим на $2,$ – получаем $43218;$ снова делим на $2,$ – получаем $21609.$ На $2$ больше нацело число не делится. Но так как сумма цифр делится на $3,$ то и само число делится на $3$ (вообще говоря, видно, что оно и на $9$ делится). $21609:3=7203$. Еще раз делим на $3,$ – получаем $2401.$ $2401$ на $3$ нацело не делится. На пять не делится (не оканчивается цифрой $0$ или $5).$
Подозреваем делимость на $7.$ Действительно, $2401:7=343,$ а $343:7=49$, $49=7\cdot 7.$
Итак, $86436=2^2\cdot 3^2\cdot 7^4.$ Полный порядок!
Поэтому $\sqrt{86436}=\sqrt{(2\cdot 3\cdot 49)^2}=\sqrt{(294)^2}=294.$
Случай 2 + показать
Пусть нам нужно вычислить $\sqrt{1849}$. Действовать так же, как описано выше, неудобно. Пытаемся разложить на простые множители…
На $2$ число $1849$ нацело не делится (не является четным)…
На $3$ нацело не делится (сумма цифр не кратна $3$)…
На $5$ нацело не делится (последняя цифра – не $5$ и не $0$)…
На $7$ нацело не делится, на $11$ не делится, на $13$ не делится… Ну и долго нам так перебирать все простые числа?
Будем рассуждать несколько иначе.
Мы понимаем, что
$1600<1849<2500$,
то есть
$\sqrt{1600}<\sqrt{1849}<\sqrt{2500}$
или
$40<\sqrt{1849}<50$
Мы сузили круг поиска. Теперь перебираем числа от $41$ до $49.$ Причем ясно, что раз последняя цифра числа – $9,$ то останавливаться стоит на вариантах $43$ или $47,$ – только эти числа при возведении в квадрат дадут последнюю цифру $9.$
Ну и тут уже, конечно, мы останавливаемся на $43.$ Действительно, $43^2=1849.$
Смотрите также «Отдельные случаи вычисления дискриминанта»
Спасибо!
Очень полезно!
Спасибо большое! Теперь проще готовиться к ЕГЭ!