Пропо́рция – равенство двух отношений, т. е. равенство вида a : b = c : d, или, в других обозначениях, равенство $\color{red}\frac{a}{b}=\frac{c}{d}$
Если a : b = c : d, то a и d называют крайними, а b и c — средними членами пропорции.
От « пропорции» никуда не деться, без нее не обойтись во многих задачах. Выход только один – разобраться с этим отношением и пользоваться пропорцией как палочкой-выручалочкой.
Прежде чем приступать к рассмотрению задач на пропорцию, важно вспомнить основное правило пропорции:
В пропорции $\color{red}\frac{a}{b}=\frac{c}{d}$
произведение крайних членов равно произведению средних $\color{red}a\cdot d=b\cdot c$
Если какая-то величина в пропорции неизвестна, ее легко будет найти, опираясь на это правило.
Например,
или
То есть неизвестная величина пропорции – значении дроби, в знаменателе которой – то число, которое стоит напротив неизвестной величины, в числителе – произведение оставшихся членов пропорции (независимо от того, где эта неизвестная величина стоит).
Задача 1. Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
Решение:+ показать
Мы понимаем, что уменьшение веса семени во сколько-то раз, влечет за собой уменьшение веса получаемого масла во столько же раз. То есть величины связаны прямой зависимостью.
Заполним таблицу:
Неизвестная величина – значение дроби $\frac{7\cdot 5,1}{21}$, в знаменателе которой – 21 – величина, стоящая напротив неизвестного в таблице, в числителе – произведение оставшихся членов таблицы-пропорции.
Поэтому получаем, что из 7 кг семени выйдет 1,7 кг масла.
Ответ: 1,7
Чтобы правильно заполнять таблицу, важно помнить правило:
Одинаковые наименования нужно записывать друг под другом. Проценты записываем под процентами, килограммы под килограммами и т.д
Задача 2. Перевести $80^{\circ}$ в радианы.
Решение:+ показать
Мы знаем, что $180^{\circ}=\pi$. Заполним таблицу:
Откуда $80^{\circ}=\frac{80\cdot \pi}{180}=\frac{4\pi}{9}$
Ответ: $\frac{4\pi}{9}$
Задача 3. На клетчатой бумаге изображён круг. Какова площадь круга, если площадь заштрихованного сектора равна 27?
Решение: + показать
Хорошо видно, что незаштрихованный сектор соответствует углу в $90^{\circ}$ (например, потому, что стороны сектора образованы биссектрисами двух смежных прямых углов). А поскольку вся окружность составляет $360^{\circ}$, то на закрашенный сектор приходится $270^{\circ}$.
Составим таблицу:
Откуда площадь круга – есть $\frac{360^{\circ}\cdot27}{270^{\circ}}=36$.
Ответ: $36.$
Задача 4. После того, как было вспахано 82% всего поля, осталось вспахать еще 9 га. Какова площадь всего поля?
Решение: + показать
Все поле составляет 100%, и поскольку вспахано 82%, то осталось вспахать 100%-82%=18% поля.
Заполняем таблицу:
Откуда получаем, что все поле составляет $\frac{9\cdot100}{18}=50$ (га).
Ответ: $50.$
А следующая задача – с засадой.
Задача 5. Расстояние между двумя городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 60 км/ч?
Решение: + показать
Если вы будете решать эту задачу аналогично предыдущей, то получите следующее:
время, которое потребуется товарному поезду, чтобы пройти то же расстояние, что и пассажирским, есть $\frac{3\cdot60}{80}=\frac{9}{4}=2,25$ часа. То есть, получается, что идя с меньшей скоростью, он преодолевает (за одно и тоже время) расстояние быстрее, нежели поезд с большей скоростью.
В чем ошибка рассуждений?
До сих пор мы рассматривали задачи, где величины были прямопропорциональны друг другу, то есть рост одной величины во сколько-то раз, дает рост связанной с ней второй величины во столько же раз (аналогично с уменьшением, конечно). А здесь у нас другая ситуация: скорость пассажирского поезда больше скорости товарного во сколько-то раз, а вот время, требуемое на преодоление одного и того же расстояния, требуется пассажирскому поезду меньшее во столько же раз, нежели товарному поезду. То есть величины друг другу обратно пропорциональны.
Схему, которой мы пользовались до сих пор, надо чуть изменить в данном случае.
Решение:
Рассуждаем так:
Пассажирский поезд со скоростью 80 км/ч ехал 3 ч, следовательно, он проехал $80\cdot3=240$ км. А значит товарный поезд это же расстояние преодолеет за $240:60=4$ ч.
То есть, если бы мы составляли пропорцию, нам следовало бы поменять местами ячейки правой колонки предварительно. Получили бы: $\frac{3\cdot80}{60}=4$ ч.
Ответ: $4$.
Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны при составлении пропорции. Разберитесь сначала, с какой зависимостью имеете дело – с прямой или обратной.
Добавить комментарий