Чтобы оценить все могущество метода интервалов, давайте сначала решим несложное неравенство так, как если бы мы его решали, не зная метода интервалов. + показать
Решим неравенство $(x+6)(x-5)>0$.
Как мы будем рассуждать?
Произведение двух множителей дает знак «+», когда
1) оба множителя положительны;
2) оба множителя отрицательны.
Поэтому предстоит решить совокупность двух систем неравенств:
$\left[ \begin{gathered}
\begin{cases}
x+6>0,&
&x-5>0;
\end{cases}&
&\begin{cases}
x+6<0,&
&x-5<0;\end{cases}
\end{gathered} \right$
Решение первой системы:
$x\in(5; +\infty)$
Решение второй системы:
$x\in(-\infty;-6)$
Итак, нам осталось объединить решения первой и второй систем:
Ответ: $x\in(-\infty;-6)\cup(5; +\infty)$
А теперь представьте, если бы у нас было не два множителя, как выше, а три-четыре, а если бы при этом множители представляли из себя многочлены второй степени, например.
Представляете, сколько было бы перебора различных ситуаций?
Метод интервалов для рациональных неравенств
Метод интервалов выручит! Избавит нас от рутины! + показать
Мы ведь понимаем, что любое число – либо отрицательное (-), либо положительное (+), либо ноль. Где «переход» из одной зоны (+или – ) в другую (- или +)? В нуле!
На рисунке 1 функция обращается в нуль в точках -2; 1; 5 и 7. Именно при переходе через них она и меняет свой знак с одного на другой.
Функция может также коснуться оси (ох), и «не перескочить» в другую зону (как на рисунке 2). В данном случае точка $x=-2$ – корень четной кратности (мы еще поговорим об этом).
В любом случае, если функция попала из одной «зоны» («+,-») в другую («-,+»), – значит она в какой-то точке должна была обратиться в ноль.
Поэтому-то нули функции и помогут нам!
Итак, давайте выработаем алгоритм, которого будем придерживаться при решении рациональных неравенств.
Алгоритм решения рациональных неравенств
Пусть нам дано неравенство вида $f(x)\vee0$, где $\vee$ – один из знаков $<,\leq,>,\geq$.
1. Раскладываем $f(x)$ на множители (если это возможно*).
2. Находим нули $f(x)$.
3. Отмечаем корни (нули) функции на оси в порядке возрастания. Эти числа разбивают числовую ось на интервалы. На каждом из этих интервалов выражение сохраняет знак, а, переходя через отмеченные точки, меняет знак на противоположный (или не меняет, если корень – четной кратности, например, в неравенстве $x^3(x-1)^4<0$ $x=1$ – корень четной кратности, корень $x=0$ – обычный).
4. Расставляем знаки на интервалах, начиная от крайнего правого. Советую брать «миллиончик» – не промахнетесь (шучу). Нам не важно само значение функции в выбранной точке, но только ЗНАК в ней, поэтому не утруждайте себя подсчетами – только грубая прикидка.
5. Выбираем подходящие нам промежутки, записываем ответ. Например, если неравенство со знаком «>», то берем интервалы со знаком «+», если неравенство со знаком «<», то берем интервалы со знаком «-», если неравенство со знаком $\leq$($\geq$), то берем промежутки со знаком «+» («-») c закрытыми концами.
Практика
Пример 1.
Решить неравенство: $(2-x)(x^2-9)<0$
Решение: + показать
1) Разложим вторую скобку неравенства на множители по формуле «разность квадратов»: $(2-x)(x-3)(x+3)<0$
2) Нули: $2; \pm3$
3)
4) Взяв «миллиончик» и «подставив» в $(2-x)(x-3)(x+3)$, конечно же будем иметь знак «-». Далее знаки чередуются.
5) Выбираем подходящие нам промежутки, записываем ответ:
Ответ: $x\in (-3;2)\cup(3;+\infty)$.
Пример 2.
Решить неравенство: $x^2+2x+3>0$
Решение: + показать
1) Попадаем в ситуацию (*) – на множители-то не раскладывается, так как $D<0$.
2) –
3) А отмечать-то нечего на оси :(
4) Так значит, меняться знаку негде! Он – либо «+» либо «-» всюду! Берем любое число, например, 0 и смотрим, какой знак в нем принимает выражение $x^2+2x+3$. Очевидно, это «+». Поэтому
5) Ответ: $x\in R$.
Пример 3.
Решить неравенство: $(x^3-27)(x+5)^2\geq 0$
Решение: + показать
1) Раскладываем первую скобку на множители по формуле разность кубов:
$(x-3)(x^2+3x+9)(x+5)^2\geq 0$. Заметим, $(x^2+3x+9)$ дальше на множители не раскладывается, так как $D<0$ для этого квадратного трехчлена. А значит, эта скобка несет в себе только один знак (не трудно понять, что «+»). То есть, вообще говоря, мы можем поделить обе части исходного неравенства на $(x^2+3x+9)$. Полученное тогда неравенство $(x-3)(x+5)^2\geq 0$ равносильно исходному.
Будем дальше решать именно это неравенство:
$(x-3)(x+5)^2\geq 0$
2) Нули: $3;\;-5$.
3)-4) Обратите внимание: корень $x=-5$ – четной кратности, при переходе через него не будет происходить смена знаков! Ну действительно, знак неравенства определяется только выражением $x-3$, ведь $(x+5)^2$ принимает только «+» (то есть не влияет на знак произведения) или обращается в ноль.
Далее
Обратите внимание – в ответ пойдет и точка {-5}! Так как знак неравенства нестрогий, мы должны взять и все точки, лежащие на оси.
5) Ответ: $x\in ${$-5$}$\cup[3;+\infty]$.
Пример 4.
Решить неравенство: $(x^3-4x)(x^2+2x-8)(x^2+7x+10)\leq 0$
Решение: + показать
1) Первая скобка: $x^3-4x=x(x^2-4)=x(x-2)(x+2)$
Вторая скобка: $x^2+2x-8=(x-2)(x+4)$, так как $x=\frac{-2\pm\sqrt{2^2-4(-8)}}{2}=\frac{-2\pm 6}{2}$, $x_1=2,\;x_2=-4$. Мы воспользовались этим (п. 7) правилом при разложении на множители квадратного трехчлена.
Третья скобка: $x^2+7x+10=(x+2)(x+5)$ способ разложения аналогичен способу разложению второй скобки.
Итак, имеем: $x(x-2)^2(x+2)^2(x+4)(x+5)\leq 0$.
2) Нули: $-5,\;-4\,;-2,\;0,\;2$, при этом $x=2,\;x=-2$ – корни четной кратности.
3)-5)
Ответ: $x\in (-\infty;-5]\cup[-4;0]\cup${$2$}.
Пример 5.
Решить неравенство: $(x^2-x-1)(x^2-x-7)<-5$
Решение: + показать
Надеюсь, у вас не возникает желания разложить на множители каждую из скобок? Ни в коем случае! Должен быть «0» справа!
Поэтому, первое, что нужно сделать, – перенести «-5» в левую сторону. Но раскрывать скобки и выходить на 4-ю степень не хотелось бы.
Замечаем, что есть одинаковые компоненты ($x^2-x$) в скобках, поэтому, можно сделать замену переменной. Обозначим $x^2-x-1$ за $t$. Тогда получаем следующее неравенство: $t(t-6)+5<0$.
Далее: $t^2-6t+5<0$.
1) Раскладываем на множители: $t^2-6t+5=(t-5)(t-1)$
2) Нули: 1; 5
3)-5) Ось у нас будет называться $t$:
$t\in (1;5)$.
Теперь нам предстоит сделать обратную замену: $1<x^2-x-1<5$.
Перепишем двойное неравенство в виде системы:
$\begin{cases}
x^2-x-1<5,
\\x^2-x-1>1;
\end{cases}$
$\begin{cases}
x^2-x-6<0,
\\x^2-x-2>0;
\end{cases}$
Нам предстоит решить два неравенства, а потом пересечь их решения.
Решаем первое неравенство: $x^2-x-6<0$
Раскладываем на множители: $(x+2)(x-3)<0$.
Решение первого неравенства: $x\in (-2;3)$
Решаем второе неравенство: $x^2-x-2>0$
Раскладываем на множители: $(x+1)(x-2)>0$
Решение второго неравества: $x\in(-\infty;-1)\cup(2;+\infty)$.
Пересекаем решения неравенств:
Ответ: $x\in(-2;-1)\cup(2;3)$.
Пример 6.
Решить неравенство: $(|x|-3)(|x|-7)>0$.
Решение: + показать
Введем переменную: $|x|=t$, заметим, при этом $t\geq 0$.
$t\in[0;3)\cup(7;+\infty)$
Или, что тоже самое:
Обратная замена:
Тогда (как раскрывать модуль)
Ответ: $x\in(-\infty;-7)\cup(-3;3)\cup(7;+\infty)$.
! Возможно, вам будет интересно ВИДЕО по данной теме.
А также смотри это видео
Здесь предлагаю ознакомиться с решением дробно-рациональных неравенств методом интервалов.
Вы можете пройти тест тест по теме «Метод интервалов для рациональных неравенств»
в самом последнем примере не могу понять логику решения, почему мы выбрали именно такой интервал? Как модуль влияет на решение? объясните пожалуйста…
Вопрос закрывается, я разобрался :)
Добавьте, пожалуйста, на сайт алгоритм решения систем уравнений с параметром.
Ээээ… Тут как бы нет единого алгоритма… Слишком много разных путей решения… Их тоже, конечно, можно в определенную систему уложить… но это долгий разговор… Может быть, когда-нибудь… :)
почему в первом примере в самом начале знак > меняется на знак <?
Из-за опечатки ;) . Спасибо. Исправлено.
Здравствуйте, скажите ,пожалуйста,кратность корней при решении неравенств всегда суммируется? В случае логарифмических, когда корень получается и в основании и в подлогарифмическом выражении
Извините, я не поняла вашего вопроса.
В дробно-рациональных неравенствах, если к примеру х=2 в числителе второй кратности и х=2 в знаменателе 1 кратности, то х=2 имеет кратность 3. и функция меняет знак при переходе через него. Если обобщать- то к примеру, в логарифмическом х=2 это нуль функции и х не равно 2 по условиям ОДЗ в основании логарифма. при переходе через 2 , знак не меняется ( просчитала). То есть кратность тоже складывается?
Я бы не сказала, что кратности складываются.. Просто, например, [latexpage] неравенство $\frac{(x+2)^2(x-1)}{(x+2)}<0$ равносильно неравенству $(x+2)(x+1)<0$. Произошло сокращение...
Можете и складывать, конечно...
Ну, сокращается в дробно-рациональных неравенствах, а в смешанных, где обобщенный метод интервалов, и не очень хочется просчитывать какие-нибудь”СТРАШНЫЕ” логарифмы… вроде как кратность корней могла бы очень помочь. Ну судя по всему, все-таки складываются…